Новости

Государственно-частное партнерство в развитии парковой деятельности

Приоритетные отрасли и перспективные механизмы развития государственно-частного партнерства (ГЧП) обсудили представители власти и бизнеса в ходе пятого юбилейного Всероссийского инвестиционного сабантуя «Зауралье» в Башкортостане. О том, где искать источники инвестиций в развитие парковой деятельности в городах, рассказал руководитель федерального проекта «Парки России», член Общественной палаты РФ восьмого созыва Сергей Буторин.
В условиях современных реалий и ограничений, быстро меняется экономическая обстановка, государственно-частное партнерство предоставляет новые возможности для частного сектора, открывая пути в те сферы экономики, которые ранее были сложнодоступны бизнесу.

В 2022 году рынок ГЧП побил абсолютный рекорд — более 800 млрд рублей законтрактованных инвестиций, отмечает старший управляющий директор Национального Центра ГЧП Максим Ткаченко. Рост показателя эксперт связывает с появлением новых госпрограмм в стране — демографическая субсидия на строительство школ, программы создания межвузовских кампусов и развития городского электротранспорта, федеральный проект «Бизнес-спринт», инфраструктурные облигации ДОМ.РФ, инструменты льготного финансирования «Российского экологического оператора».

По словам Максима Ткаченко, на российском рынке ГЧП отмечается два барьера: проблема бюджетного софинансирования и сложность в формировании региональных портфелей ГЧП-проектов в субъектах страны.

Федерация поддерживает регионы и предоставляет «бюджетное плечо» инвестиционным проектам в определенных отраслях экономики. «Регионам не хватает поддержки и правильного подхода к приоретизации и выбору значимых проектов, которые требуют софинансирования. Иногда, кстати, деньги небольшие нужны. Даже наличие 3 млрд рублей в год на всю страну дает стимул к появлению новых проектов в регионах», - отмечает эксперт.



В субъектах на сегодняшний день действует ситуативный подход в формировании портфеля проектов ГЧП. «Последние три стратсессии, которые были проведены в регионах, показали что портфель проектов формируется по принципу «от обратного» — не от документов стратегического планирования, мастер-плана, анализа, а от того, например, что приходил потенциальный инвестор и изъявил желание участвовать, и его включили в план».

В обществе и в системе госуправления, по словам Максима Ткаченко, не культивируется отношение к инфраструктуре как к активу — тому, за счет чего оптимизируются бюджетные затраты или поступают дополнительные доходы в бюджет.

«У нас к инфраструктуре относятся как к обязанности. На эту категорию активов, объектов смотрит население, ожидая качественные услуги. Возникает разногласие во мнениях, как только мы говорим о том, что на объекте возможны более качественные или дополнительные сервисы, не противоречащие базовым. Зарабатывать на инфраструктуре непросто, в этой связи существует проблема коммерческого потенциала в ГЧП-проектах», — отмечает представитель Национального Центра ГЧП.

Эксперты отмечают целесообразность участия, особенно в муниципальных проектах развития в разных сферах экономики, не только крупных инвесторов, но и представителей среднего и малого предпринимательства. Актуальным опытом привлечения бизнеса в трансформацию парковых пространств в городах на примере проекта «Парки Ижевска» поделился руководитель федерального проекта «Парки России», член Общественной палаты РФ 8 созыва Сергей Буторин:

«Мы перевели муниципальные парки Ижевска в акционерное общество, получили коммерческий подход, который позволил добиться эффективности в привлечении инвестиций. Сегодня в управлении «Парков Ижевска» 14 объектов, привлечено порядка 1,5 млрд рублей инвестиций с 2018 года в развитие общественных территорий. При этом на содержание общественных пространств и парков потрачено 0 рублей бюджетных средств. Сегодня в парках базовая составляющая — сервисы. Оборот предпринимателей на территории, которой управляем, достигает более 1,5 млрд рублей в год, а ежегодный рост составляет 20%, объем налогов в бюджет — около 540 млн рублей за 4 года».

Общественные пространства и парки в столице Удмуртии генерируют доход за счет развитого трафика посетителей. При этом, по словам Сергея Буторина, для коммерческого эффекта в парковой деятельности важно учитывать такие аспекты, как: архитектуру и урбанистику, правильное количество и гармоничное расположение сервисов на территории, насыщенную событийную повестку.

Парковая инфраструктура страны сегодня нуждается в реконструкции имеющихся и строительстве новых масштабных проектов и для этого необходима государственная поддержка. «У нас в работе порядка 15 крупных проектов из разных регионов от Ставропольского края, Удмуртии, Кировской области, Тюменской области до Республики Саха (Якутия). Мы рассматриваем механизмы ГЧП и в некоторых регионах стараемся привлечь не только частные инвестиции, но и государственные по линии ВЭБ.РФ в развитие уже существующих площадок и парковых зон, к примеру, в Якутске и Тюмени. Надеемся, что в этом году будут заключены первые контракты в парковой сфере, которые будут работать через инструменты ГЧП», — резюмирует Сергей Буторин.